main page

Динамика / Рубрика автора

24.11.2007

Автор выпуска: Алексеева Варвара

ЛАБОРАТОРНОЕ "ОбЩЕНИЕ"
Василий Ющенко продолжает экспериментировать с Беккетом

специально для www.dance-net.ru

Автор фото: Владимир Луповской
Автор фото: Владимир Луповской

Спектакль «Общение» по одноименному рассказу Самюэля Беккета показывают раз в месяц в крохотном Грот-зале Театра школа Драматического искусства, что на Сретенке. Впрочем, сценическое пространство не такое уж и маленькое, оно воздушно и просторно, как и все помещение этого театра, а вот зрительские места скучены на небольшом пятачке и огорожены деревянной балюстрадой. Такое архитектурное неравенство в духе театра. Зритель, попавший в высокое здание с пронзающей его снизу вверх винтовой лестницей и множеством арок, словно христианин в готическом храме или чиновник в сталинской высотке чувствует свою незначительность перед чем-то величественным. Только в этом случае это не Божье величие и не величие власти. Было бы слишком пафосно назвать это величием искусства, но, как ни странно это «что-то» заставляет зрителей уже перед началом спектакля разговаривать полушепотом и выключать мобильные телефоны.

Если на спектаклях, поставленных Анатолием Васильевым, количество зрителей зашкаливает, так называемый "ближний круг" широк, то круг почитателей современного танца, того, что выковывается в стенах «Школы» не так широк. Даже небольшое количество шикарных и, между прочим, неудобных плетеных стульев на «Общении» занято не полностью. Режиссер и хореограф Василий Ющенко в последнее время работает в театре «До Танца» под началом японского хореографа Мин Танаки, который время от времени наезжает в Москву, чтобы оценить эскизы, сделанные собранной им группой и сконструировать из них новый спектакль. Во времена отсутствия мастера «До Танца» раз в неделю устраивает открытые показы эскизов, как бы проверяя их на публике. Кроме всего прочего Ющенко - ученик Анатолия Васильева и Геннадия Абрамова. Так что работать в режиме лаборатории, ставить сценические опыты, в которых зритель важное, но не самое существенное звено, он привык.

Главный герой «Общения» - манекен. Его внутренний монолог, все время норовящий стать диалогом, «озвучивают» и «визуализируют» герои Василия Ющенко и Андрея Андрианова. За окнами полуподвального Грот-зала по вечерней Сретенке шумят, мигая фарами, проезжающие машины и ходят люди. Девушка в красивом платье (Светлана Найденова) надолго застывает в объятьях человека-манекена, предварительно усадив его на стул. Но ничто не может прекратить его внутренний монолог, в котором мысли постоянно прокручиваются на холостом ходу. Диалога само собой не получается, несмотря на то, что «озвучивающих» двое.

От голоса идет свечение. Тьма светится, когда звучит голос - это из рассказа «Общение». В одноименном спектакле бородатый неопрятный Ющенко и упакованный в хорошо сидящий костюм Андрианов рассеивают тьму с помощью множества калюк - древне русского духового инструмента, вроде дудки, внешне очень похожего на бамбук. Калюки свисают с потолка и расставлены на полу. Василий Ющенко не только извлекает из них звуки различного тембра, но и выкладывает мозаику и вокруг скорчившегося Андрианова, рассказывая, при этом историю трагической смерти ежика, забытого в клетке и превратившего через месяц в кишащую мухам кашу. А между тем с героем, с этим некто лежащим в темноте, ничего не происходит. Лысый и бородатый необычайно возбуждаются, придумывая ему движения: ведь он же может поднять руку, чтобы отмахнуть муху, принимающую его за покойника?! А потом почти бесшумно уходят, оставив свет включенным.

Герои этого размеренно текущего спектакля выстраиваются в красивые завораживающие мизансцены, танцуют и время от времени разговаривают. И как-то получается, что все на своих местах. «Общение» Ющенко поставил почти год назад, но не перестает его доделывать. Поклонники говорят, что чем дальше, тем интересней смотреть спектакль. Затягивает. Лабораторная работа продолжается, жаль только, что ее свидетелями становится лишь небольшая компания почитателей. the end