main page

Динамика / Рубрика автора

29.11.2007

Автор выпуска: Мария Капрару

МЕРТВАЯ ВОДА
Балет «Педро и Инесс» Национального балета Португалии показали в рамках фестиваля DanceInversion

специально для www.dance-net.ru

Фото номера

От фестивальных спектаклей публика ждет удивления, вроде как от заморских диковинок. И если забыть все, что уже где-то видел, то «Педро и Инесс» Национального балета Португалии покажется невероятно интересным действом. А если не забывать, то спектакль покажется ловкой компиляцией из уже известных хореографических и музыкальных приемов, приправленной живыми португальскими страстями. Набор ярких картинок, скрепленных между собой весьма формально, увлекает, но не захватывает.

Зато захватывает старинная национальная легенда, лежащая в основе постановки. Действие происходит в XIV веке и основывается на реальных событиях португальской истории. Инфант дон Педро без памяти влюбился в прекрасную фрейлину своей невесты, а потом жены Констанции. Вскоре она умерла, а инфант тайно обвенчался со своей возлюбленной - Инесс. Они нарожали детей, но король-отец всерьез испугался, что один из сыновей Инесс в будущем сможет претендовать на престол, и приказал убить несчастную девушку и ее отпрысков. В итоге дон Педро, взойдя на престол, извлек тело Инесс из могилы, чтобы короновать. Эта мрачная романтическая легенда занимала умы поэтов, хореографов и музыкантов на протяжении многих веков.

Хореографа Ольгу Рориц мало интересует исторический контекст (а ведь известно, что реальный дон Педро после смерти Инесс был не раз женат), на первый план выходит готичеки-мрачная страсть. Любовь видится постановщику прекрасной и спасительной, дающейся избранным, но в тоже время не всесильной.

На сцене водружен огромный бассейн и по сюжету утопающие в чувствах герои в действительности вынуждены отчаянно сражаться с толщей воды. Двигаться по колено в воде не просто, а уж танцевать и подавно. К сожалению, заполучить капризную стихию в союзники хореографу так и не удалось. Все силы солистов (Карлуш Пинильуш и Анабель Сегура) уходят на эту борьбу, и оттого изображая страсть, танцовщики ограничиваются поцелуями и объятиями, периодически разбавляя их фонтанами брызг. Капли складываются в воздухе в замысловатые узоры, которые и задают пластический рисунок, но в отличие от переливающихся водных потоков, разбивающихся в лучах света, рисунок танца оказался куда менее выразительным.

Ольге Рориц удалось найти подлинную выразительность не в танце, а в драматическом переживании, которое в редкие минуты демонстрировали страстные португальцы. В финале из темной глубины появляется принц в красном вызывающе не траурном бархатном сюртуке. Ноги Педро не слушаются, каждый шаг дается ему с трудом. Из нутра сцены он вынимает мертвую Инесс, обвивает свою шею ее ватными руками, целует, пытаясь вдохнуть жизнь, одевает в меха и сажает на трон. Все бесполезно. На лицо принцессы падает зеленый свет и ничто не в силах вернуть ее к жизни.

Появляется толпа безликих плакальщиков. Их рваные движения, вырастающие из молитвенных поз и жестов, складываются в беззвучный плач. Педро кладет ледяное тело Инесс в воду, надеясь ее оживить. Но это не волшебная живая вода. И тогда он хватает и тащит за собой тело возлюбленной. Намокшие рукава ее платья, как краской, водой рисуют в воздухе круг. Последняя точка спектакля – крик лицо Педро, взглянувшего в мертвые глаза Инесс. Круг замкнулся, мертвое остается мертвым. the end