main page

Динамика / Рубрика автора

10.04.2008

Автор выпуска: Антон Флеров

САБАНТУЙ В ДЕЛЬ АРТЕ
В Мариинском театре показали восстановленный «Карнавал» Михаила Фокина

специально для www.dance-net.ru

Фото номера

Мариинский театр всегда был законодателем танцевальной моды. Именно Мариинский впервые произнес слово «реконструкция», которое стало самым ярким трендом в балетном искусстве начала 21-го века. Несколько авантюрное начинание по точному восстановлению слова и стиля старого балета не только покорило утонченных балетных старушек, но и показало отличные финансовые результаты. Вслед за Мариинским моде последовали и Новосибирский театр, и Большой.

Мариинский же ангажировал самого увлеченного из «реконструкторов», своего бывшего солиста Сергея Вяхирева. По количеству старых балетов в резюме жизнерадостный Вяхирев скоро обойдет самого Мариуса Ивановича Петипа и останавливаться, похоже, не намерен.

Последней работой Сергея Вяхирева стало восстановление «Карнавала» Михаила Фокина на музыку Шумана с декорациями Бакста.

Балет был поставлен в 1910 году в Петербурге и всегда проходил по разряду танцевальных безделиц. Вместе с тем, «Карнавал» был одним из первых жанровых балетов, противопоставивших монументальной мощи имперских опусов легкость и воздушность взаимоотношений комедии дель арте. Балет был поставлен за три дня на Тамару Карсавину (Коломбина), Леонида Леонтьева (Арлекин) и Всеволода Мейерхольда (Пьеро) и стал отражением театрализованной эстетики Серебряного века, в которой сигающая в перекидных парочка Коломбины и Арлекина безжалостно разыгрывают незадачливого ухажера Панталона, кавалер Флорестан беспомощно размахивает руками в поисках упорхнувшей за кулисы прекрасной дамы, одинокий Пьеро страдает с картинно задранным плечом от невозможности достичь идеал-Бабочку, а веселый сумбур погонь-поисков прерывается колким и трагичным пуантным па-де-труа Кьярины и ее подружек.

Восстановленный «Карнавал», премьера которого прошла на Мариинском фестивале этого года, сохранил все внешние атрибуты оригинального спектакля, молодежь резвилась, а старики взирали с недовольством, зашоренные в чепцы дамы старательно держали линии, а кавалеры с одинаковыми прическами синхронно предлагали им руки, Кьярина счастливо бултыхалась в фижмах своей пышной юбки, а центральная пара с выражением одинакового щенячьего восторга скакала вокруг дивана и Панталона. Слово усвоено. А стиль и смысл? Так ведь и время изменилось… Нынче все больше сабантуи. the end