main page

Динамика / Рубрика автора

18.04.2008

Автор выпуска: Екатерина Васенина

ГОЛОС ТАНЦА, ТАНЕЦ ГОЛОСА
В Авиньоне прошел фестиваль русской культуры «Четыре элемента»

специально для www.dance-net.ru

Автор фото: Владимир Луповской
Автор фото: Владимир Луповской
спектакль "Путешествие против ветра"

Про старинный французский Авиньон обычно вспоминают летом, в июле, когда там проходит международный театральный фестиваль, крупнейший в континентальной Европе. Его учредитель, реформатор французского театра Жан Вилар в целях децентрализации театрального искусства в 1946 году начал здесь показывать спектакли. Мощная энергия созидания послевоенного времени с благодарностью хлынула в русло новых возможностей. Сегодня в Авиньоне помимо одного из старейших университетов Европы находится один из лучших театральных архивов мира, консерватория танца и множество театральных учебных заведений – и потому Авиньон круглый год полон студентов.

Вот уже в третий раз весной в Авиньоне прошел фестиваль русской культуры «Четыре элемента». Фестивали русской культуры в престижных уголках Европы в курортное время года – частое явление. В них есть безусловная польза и туристам, и местным жителям – как правило, это все-таки не массовое бедствие, каким оборачивается большой фестиваль, а адресная инъекция искусства.

«Музыка, кино, театр, традиция» - емко определяет свое кредо фестиваль «Четыре элемента», выбравший совсем не курортное для Прованса время – март, сезон мистраля, тем самым сфокусировав зрительскую аудиторию на французах. На спектакли пришли мэр Авиньона и консул из Марселя. Здесь не было военного ансамбля имени Александрова, как на фестивале русской культуры в Канне, и не показывали нарочито экспортных, ярмарочных образцов русской культуры – в этом «Четыре элемента» эстетически пересекаются с фестивалем русской культуры в Ницце. «Четыре элемента», организованные продюсерским центром Анжелы Голубевой и ассоциацией «Прованс-Россия» Татьяны Гаврилюк, выбирают для показа в Авиньоне корневую русскую культуру, главными представителями которой в этом году были солистка театра-студии «Человек» Людмила Глухова, фолк-ансамбль «Русская музыка» под руководством Екатерины Дороховой и, как ни парадоксально, театр-студия современной хореографии под руководством Ирины Афониной.

Когда мы смотрим на «дерево» культуры, не видим «корней», они спрятаны, но без них ничего не растет. «Спрятанность» этих коллективов на культурной карте России объяснима: совершенствование профессии, освоение фольклорного материала и искусства танца требует времени, и Глухова (лауреат «Золотой маски» тем временем), и «Русская музыка», и коллектив Афониной стратегически выбирают профессионализацию, а не саморекламу. Аутентичность и актуальность – киты подлинного фольклора и современного танца – наконец встретились на одной сцене.

Ансамбль «Русская музыка» образован в 1995 году участниками трёх московских фольклорных групп: “Народный праздник”, “Казачий круг”, “Карусель”. Его руководитель Екатерина Дорохова, член европейского этномузыкологического семинара, научный консультант фольклорной комиссии Союза композиторов, поставила целью коллектива изменение стереотипов восприятия этнической музыки как сферы чисто развлекательной, призванной обслуживать массовые праздники и гулянья. В репертуар “Русской музыки” входят шедевры русского традиционного музыкального искусства, сложнейшие образцы народной полифонии. Одним из основных условий своей деятельности участники ансамбля – Юлия Бовина, Александр Переслегин, Владимир Иванов, Татьяна Зименкова, Владимир Алексеев считают безупречный уровень исполнительского мастерства, владение различными вокальными техниками, а также приёмами игры на старинных народных инструментах. Коллектив выступает в подлинной старинной праздничной одежде крестьян Южной России и различных групп русского казачества.

Конечно, такой коллектив произвел сногсшибательное впечатление на французов, добравшихся в пригородный концертный зал посреди рабочей недели – авиньонцы были вознаграждены. Спектакль «Поэма о России» в режиссуре Игоря Григурко, умно и тактично попытавшегося, но, не объявшего необъятное, был скреплен и просветлен участием в нем «Русской музыки», исполнившей древние обрядовые песни, традиционные песни 18-го и 19-го веков, популярные песни 20-го века – а также поддержан солистками афонинской танцстудии с удачными обрядовыми этюдами.

Чувства тревоги и боли за родину, личный сантимент с помощью песни и танца были пережиты в этических категориях. Патриотизм плохо выражается в словах, песенное искусство и движение подходят много больше. Сдержанность, ясно читаемый энергетичный жест, внутренняя наполненность, отсутствие суеты – все это читалось.

Спектакль «Путешествие против ветра» в хореографии Ларисы Александровой, участник и лауреат многих фестивалей, показывался в Москве. Истории любви (балетмейстер женщина, другого не жди) рассказаны в притчевой форме. Любовь – это девочка, которой то и дело пора покупать новые туфельки. Вот она хорошенькая куколка, а вот уже гадкий утенок-подросток, а вот сногсшибательная Лолита. Это игра в резиночки на пальцах на троих, где третья всегда лишняя – резинки нижутся только тет-а-тет, и лишняя девчонка ревет в углу, пыхтя от неловких и страстных поддержек-полетов, только что пережитых. Но и это счастье, потому что бывает и затяжное ожидание любви, которая с бешеной скоростью все время пролетает мимо в поезде-экспрессе, везя кому-то другому счастье и страдание. Истории станцованы в уральской манере энергичного, метафоричного контемпорари – пока еще сказываются челябинские корни профессии в руках Александровой. Сегодня балетмейстер работает в «Камерном балете «Москва» и ставит «Свадебку» - каждый русский балетмейстер считает своим долгом поставить что-то на музыку Стравинского и в этом есть смысл - танцевальный модерн немыслим без осознания корней модерна музыкального.

Современным танцем французов не удивишь, но французские зрители отзывались о «Путешествии..» очень положительно, как об удивительном, ни на что не похожем зрелище. Французам оказалась близка чувственность «Путешествия», его томность и растерянность, честность признания «Да, я люблю». Движения рук и ног здесь передают стремление душ. Нет ничего труднее, чем соблюдать чувство меры в момент страсти, и такой талант именно французы способны оценить. Работы Ксении Ильиной, Екатерины Недосейкиной, Николая Подошвы отмечали особенно. И спектакль получил Гран-при фестиваля – решение было справедливым.

Осенью прошлого года фестиваль «Четыре элемента» проходил на сцене Центра имени Мейерхольда параллельно с фестивалем NET, в программе участвовали пять коллективов современного танца – театр-студия современной хореографии Ирины Афониной, Кэннон-данс, барнаульский театр танца «Вереск», театр-студия «Человек», танцкомпания Дениса Бородицкого. Поскольку именно из фольклора современный танец способен черпать настоящую энергию (лучшие спектакли Геннадия Абрамова, Евгения Панфилова, Ольги Бавдилович, Татьяны Багановой, Ольги Пона косвенно, но во многом базируются на народной культуре), есть надежда, что в программе следующих «Четырех элементов» можно будет увидеть танцевальные спектакли. the end