main page

Динамика / Рубрика автора

10.05.2008

Автор выпуска: Екатерина Васенина

НОВЫЕ АЛХИМИКИ
На спектакле «Фазы луны» театру танца ZERO выпало 21

специально для www.dance-net.ru

Фото номера

Преимущество театра танца ZERO Константина Гроусса – в креативности. Для работы Гроусс привлекает новых людей с идеями, к которым готов прислушаться – и потому работы театра всегда интересны взаимодействием. Премьера «Фазы Луны» собрала очень разных, уже известных художников, сильных танцовщиков и балетмейстеров.

На сцене - балетмейстер Денис Бородицкий, создатель своей компании Denis Borodizky Dance Company, танцовщица Юлия Крюкова, учившаяся в петербургской школе Cannon Dance, мастерица соматического движения Татьяна Фатеева, швейцарская танцовщица Нина Витанова-Влахова и сам Константин Гроусс. Тихое движение волн легкой ткани по полу мы видим вначале. Гроусс встряхивает ткань по направлению к зрителю, и легкая медитативность восприятия дальнейшего обеспечена: полумрак, волны - все это очень красиво. Ткань исчезает быстро, как утренний сон, надуваясь в дверном проеме от объема собственной красоты и значительности (создание сценического пространства – Елена Басова и Михаил Худорожков, благодаря которому мы имеем в памяти прекрасный танцспектакль «Калимба» с Ольгой Арефьевой). Но должен явиться танец – и он является.

Нина Витанова, невысокая стремительная брюнетка, танцует соло и рассказывает прекрасные грустные сказки на французском. Ее движение умное, точное, кажется, что слышишь речь женщины образованной и темпераментной. Далее «Фазы Луны» построены на смене партнеров внутри российской «четверки». Интерес к их зафиксированным импровизациям не ослабевает весь спектакль: разные по техникам, все четверо очень сильные профессионалы. В хореографической ткани спектакля сильно ощущается рука Бородицкого. Изобретательные отточено-замедленные комбинации, встроенные в лабановскую сферу, натянутые распахнутые руки, силовые прыжки назад вокруг себя, мягкий мощный жест (который так волшебно ложится в женское тело) – все это присуще технике Бородицкого. Свойственная Бородицкому абстрактность танца хорошо переплелась с философичностью Гроусса, любовью к «негромкому» сценическому свету, «негромким» удобным костюмам (спасибо Басовой-Худорожкову) и глубокому жесту, полному смысла – в «Фазах Луны» они нашли друг друга. Ницше когда-то серьезно мечтал, чтобы не просто Сократ размышлял, чтоб он еще танцевал – кажется, философия наконец затанцевала. Юлия Крюкова раскрылась в «Фазах Луны» как великолепная танцовщица, употребившая знания народного и джаз-танца на воплощение такой ускользающей темы, как текст песни «Аквариума» с альбома «Равноденствие», поставленной в эпиграф спектакля: "Пускай наш цвет глаз не надёжен, как мартовский лёд. Но мы станем, как сон и тогда сны станут светлы". Яркое лицо, иссиня-черные длинные волосы, челка, подбирающаяся к сияющим глазам, энергичное тело, превосходно воспитанное, но не укрощенное. В этом спектакле она оказалась лучшей, породистой воплотительницей буйной женской энергии в активной фазе луны.

Мудрость тел, мудрость жеста – вот что важно в «Фазах». Создатели спектакля сделали так, что танцовщикам «идет» созданный хореографический текст, они проявляются в нем как личности. Видна аккуратность, честность и верность Фатеевой, внимательность, аллертность, четкая реакция Гроусса, гейзеры страсти танцевать Крюковой, танцевальная вселенная – уж простите – Бородицкого. Вдруг оказалось, что кризис интонаций в российском современном танце закончился и танцовщики нашли новые мелодические возможности в своих телах для самовыражения. Музыка Ивана Павлова (СОН) оказалась верным помощником и проводником в себя и к зрителям. Создатели «Фаз Луны» - а это, в общем, все участники спектакля, не спасаются от реальности за «шведским столом» расхожих современных техник, ставших уже застрахованным районом традиционного, академического современного танца, не уходят в монастырскую тишь лабораторий. Непрерывное развитие искусства требует новых эстетических переживаний, и создатели «Фазы Луны» ведомым только настоящим алхимикам искусства способом сумели их вызвать. the end

Читайте так же:

«ДРУГИЕ В ГОРОДЕ»: хореограф, худрук Театра ZERO Константин Гроусс. Спектакль «Фазы Луны»