main page

Динамика / Рубрика автора

23.05.2008

Автор выпуска: Антон Флеров

СВЕТЛЫЙ ПУТЬ
16 мая Большой театр поздравлял с 70-летием ведущую солистку, а ныне педагога театра Светлану Адырхаеву. Гала-концерт в честь юбилярши позволил оценить ее педагогические таланты.

специально для www.dance-net.ru

Фото номера

Творческая судьба балерины Светланы Адырхаевой представляется исключительно счастливым стечением встреч и обстоятельств. Посудите сами…

Родившись в неизвестном миру осетинском селе, девочка попала в академию Вагановой, святая святых балетного мира. Однако, в Ленинграде Светлана не прижилась и начала свою профессиональную деятельность в Челябинском театре оперы и балета, где престижное образование позволило немедленно станцевать партию Одилии-Одетты, которая часто становится вершиной для карьеры балерины, после которой уж и не о чем мечтать. Со своими корнями Адырхаева связи не потеряла, и в 1960 году, работая уже в Одесском оперном, приехала в Москву в рамках дней осетинской культуры. Именно на этих гастролях, как говорят, "девочку" заметила сама Уланова и постановила - балерине быть. Впрочем, отметив прекрасные данные, Уланова приказала работать, ибо только при условии нещадного труда "будет толк".

Светлана Адырхаева великий наказ выполнила с честью, перетанцевала почти весь балеринский репертуар и закончила танцевальную карьеру в ранге ведущей солистки Большого театра.

Отдать дань работоспособности Светланы Адырхаевой смогли лишь те зрители гала-концерта, которые застали ее выступления на сцене, поскольку жалкий видеоряд не давал представления о масштабе ее сценической личности, а живых свидетелей не сыскалось. Вечер, однако, дал возможность оценить педагогические таланты балерины, представив воспитанниц юбилярши.

Первые две части вечера (3-я картина из "Лебединого озеро" и II акт из "Спартака") почти безусловно были отданы Анне Антоничевой, единственной прима-балерине среди воспитанниц Светланы Адырхаевой. Балерина с неизменным выражением героини Валентины Теличкиной из панфиловского "Начала" одинаково плоско и неточно оттанцевала хозяюшку Одилию, и хозяюшку Фригию. Своему образу балерина осталась верна и в третьей части вечера, наделив искусительницу Хозяйку Медной Горы таким теплом и слабостью, что банька да квасок могли быть единственным логичным завершением ее адажио с Данилой. Данила, впрочем, ушел…

Другие воспитанницы Светланы Адырхаевой вышли в партиях невест Зигфрида и в нескольких сольных номерах, получив свою долю вежливых хлопков.

Впрочем, счастливая звезда не оставила Светлану Адырхаеву и на педагогической стезе. Такой светлой звездой стала молодая солистка Большого, Екатерина Крысанова, которая под руководством Адырхаевой семимильными шагами осваивает репертуар Большого и на гала-концерте в честь своего репетитора представила целых три дебюта: Эгину в "Спартаке", очередную птичку – на сей раз в "Охотнике и птице" Якобсона, и Китри в гран-па из "Дон Кихота". Танцовщица обладает двумя бесспорными балеринскими достоинствами: легкими ногами, позволяющими укрощать темпы, совершенно забытые на современной балетной сцене, и абсолютной бесшабашностью в поддержках, - что дает надежду на интересные работы. Было исключительно жаль, что за кадром осталось удивительно точная пластика Крысановой в современной хореографии, по-прежнему редкая для танцовщиков Большого.

На вечер Светланы Адырхаевой приехала прима Мариинки, Ульяна Лопаткина, царственно исполнившая партию Мехмене-Бану в па-де-де из "Легенды о любви". Ну, а наибольший восторг у истерзанной классикой публики вызвал ансамбль малолетних джигитов, привезенных с родины юбилярши.