main page

Динамика / Рубрика автора

11.09.2008

Автор выпуска: Екатерина Васениня

РАЗЛИЛСЯ МОДЕРН ПО ВОЛГЕ
В Ярославе прошел фестиваль «Искусство движения»

специально lля www.dance-net.ru

В четные годы в конце августа в Ярославле регулярно проходит международный фестиваль «Искусство движения и танца на Волге» - нынешним августом он проходил в восьмой раз, то есть фестивалю 16 лет. Постижение себя через новое движение начинали на заре новейшей истории российского современного танца - в 1992. В Ярославе после распада Советского Союза искали на средства к существовании, а авторский жест. Формировали непривычный окружающим алфавит и язык телесного мышления. Во главе фестиваля-2008 те же, что и прежде, стойкие бойцы за движенческое свободомыслие – Елена Романова, Надежда Прошутинская, когда-то подружившаяся с приехавшей учиться в Ярославль русскому языку Лисой Фест и вместе с ней фестиваль заварившая, Наталья Скляр, мастер тихого разруливания русского хаоса. Подросла новая смена: Настя Прошутинская на отменном английском вела дневные и вечерние концерты, переводила гостям, а гостей было много.

Серьезный бонус ярославского фестиваля – образовательный блок. За мастер-классами сюда едут всерьез. Ярославские танцовщики и гости с азартом уже с утра отправлялись на воркшопы по технике contemporary москвичей Дениса Бородицкого, Альберта Альберта и Саши Конниковой, Антонины Красновой, венгра Ференца Фехера, бегали на джаз петербурженки Натальи Каспаровой, внимательно изучали модерн москвички Ирины Долголенко и американки Эрин Томпсон. Импровизацию давали Олег Сулименко (Россия-Австрия), Кэтри Дилэйни (Нидерланды), Рик Аусланд из американского степ-бенда Buckets and Taps, устроившего сначала в ДК имени Добрынина, а потом в ярославском джаз-клубе сеанс массового ритмического транса – ребята мастерски бьют чечетку и артистично лупят по ведрам.

Техника Александера – многолетняя фирменная «фишка» ярославского фестиваля, ее преподают здесь асы. В этом году - американка Лиса Фест, Глен Свифт из Австралии, откуда техника родом, англичанка Джеми Макдауэлл, голландка Вирджиния Гарсиа Рамос, американки Лиз Клозе, Констанс Клэр Ньюман и Клэр Максвелл. Лом к ним был и на групповые, и на индивидуальные занятия всю фестивальную неделю. Связывающая раздельно существующие в современном человеке голову и туловище техника Александера, мягко работающая с шеей, позвонками в районе лопаток, макушкой очень терапевтична и подходит самой широкой аудитории, от детей до бабушек, «входит в тело», действует быстро и эффективно, несмотря на свою невесомость, почти невидимое прикосновение.

Концертную программу открыл спектакль Дениса Бородицкого «Течение», до того нигде не показанный. Построенный преимущественно на дуэте Дениса с танцовщиком Егором Масловым (дуэт шел под Филиппа Гласа), спектакль подтвердил эффектность мужского танца, исполненного профи. Инспированное «Сидхартхой» Гессе, «Течение» посвящено круговороту энергии в природе: как река всегда течет, но не вытекает, так эффектная энергия абстрактного, но и игрового в этот раз танца Бородицкого-Маслова передалась и двум танцовщицам – нежной, хрупкой и аккуратной в конце танцфраз Саде Мамедовой и впечатляюще экспрессивной, длинноногой Анне Меловатской, чье соло в ярко-желтой тунике, шедшее под эротический хриплый дудук Дживана Гаспаряна внешне спорило с музыкой, шло рядом с ней, но, по сути, дышало паузами, вдохами и выдохами дудука.

Танцевальный проект «Матисс» был создан танцовщицей и хореографом Ириной Долголенко в 2007 году. Творческая лаборатория «Матисс» помимо обучения современному танцу всех желающих дает возможность «воплощать собственные идеи, мыслить и приобретать опыт участия в постановочном процессе». Показанный в Ярославле, а до того на сцене московского театра «Модерн» спектакль «Преломление» не дал ответа на вопрос, зачем текущий учебный процесс выносить на сцену в качестве художественного результата – он им не является. Несмотря на плачевность «Преломления», об Ирине Долголенко как беззаветной служительнице российского современного танца хочется говорить только хорошее – на таких, как она, он и держится. Ирина – очень хороший, терпеливый, слушающий педагог.

Молодой проект из Петербурга «Эдфизикалпроджект» Ивановой, Любашина и Колосовой показал, какой бардак наступает на сцене, когда бардак творится в головах и люди самовлюбленно колбасятся на сцене, почитая свой самодеятельный расколбас вот так сразу – талантом (аннотации в буклет пишут сами участники, так что в наличии раздутого эго сомневаться не приходится). Спектакль InX, оглушающее затянутый, оказался населен тремя зайчиками с нежно выраженными сексуальными комплексами и пластикой начинающих аниматоров с новогодних елок. Было откровенно стыдно за низкий уровень молодой самодеятельности.

«По.В. С.Танцы» показали новую работу «Ночи и дни» - медитативную, спокойную, очень нежную историю вязких глубоких отношений. Открытием этой работы стала феноменальная, нарочитая мягкость жеста, сплетающая теплое кружево тающих линий. Альберт Альберт и Саша Конникова снова исследовали в этой работе возможности неподвижности – что происходит с энергией зала, когда танцовщики не двигаются, а, вытянувшись рядышком, тихохонько лежат. Заряд их энергии не пробивал зал, но показ был удачным – когда ребята встали и покинули сцену после полеживания и перекатывания, от належенного ими пятачка трудно было оторвать взгляд – все-таки намагнитили место.

Тематически с «Ночами и днями» перекликались ярославские танцовщицы, входящие в объединение вольнодумных хореографов «Граффити» Екатерина Зеркалина и Дарья Плохова – девчонки показали работу «Инжир» - иронический дуэт о взаимозависимости близких людей, о том, как пеленают волю и свободомыслие желания и мнения подруги. Тянущиеся трикотажные платья позволяют девочкам забираться под подол друг другу и становится частью другого в неистовом желании сделаться больше и значительнее, чем есть на самом деле. «Инжир» стал сценическим дебютом для Екатерины и Дарьи, и поток их энергии и молодости был очень заразительным – видно, что девушки готовы горы свернуть.

В перформансе «Осязание смысла» питерского «Лесного дома» читали Бродского и интересно работали с пространством малой сцены культурного центра «Арс-форум» - наиболее выразительной выглядела Евгения Андрианова, приглашенная москвичка. Аскетичное сухое красивое лицо в обрамлении скрученных в хвост дредов молча глядело в зал, читало стихи, сдержанное тело сдержанно двигалось и запускало в зал протуберанцы сильнодействующей энергии неизвестного происхождения. Наверное, так и должно быть на перформансе – шептали в конце те, кто внимательно наблюдал тем, кто только что очнулся от сладкого сна.

«Стая птиц» Антонины Красновой по одноименной новелле Тонино Гуэрра идет в Москве на разных площадках вот уже второй сезон. Это тихий, странный спектакль про собирателя звуков и его девушку, третья роль Хаоса отдана той же Жене Андриановой, которая с ролью трикстера, провокатора-шута, видимо, вообще справляется все лучше и лучше. Антонина Краснова увлекается французским современным танцем 90-х годов прошлого века, красивому взнервленному движению, выделанному мелкому жесту – и тут главная скрипка отдана Анастасии Безгодковой. Благодаря актерскому образованию у Насти во время даже сложного соло оживленное, «включенное» лицо, что очень обогащает ее танец, в техническом мастерстве которого ей тоже не отказать. Она очень хорошо чувствует авторскую танцевальную лексику Красновой и жаль, если она скоро прекратит работать в этом проекте.

Несмотря на временные трудности со свежими идеями и «гвоздевыми» именами в программе, фестиваль в Ярославе остается одним из ведущих и уважаемых фестивальных брендов на танцевальной карте современной России. Следующий фестиваль должен состояться в год тысячелетия Ярославля, в 2010-м. С одной стороны, это большая ответственность, с другой стороны вызов: будет возможность собрать очень сильную программу, которую пора готовить.

Справка

Организатор фестиваля - ярославская молодежная региональная общественная организация «Ассоциация современного танца и перформанса» создана осенью 1998 года. Ассоциация стала реальной силой для промоушена и защиты интересов ярославских танцоров, работающих в области современного танца. Коллективы-члены Ассоциации активно участвуют в организации и проведении в Ярославле Международного фестиваля движения и танца на Волге «Искусство движения», выступают на многих российских и международных фестивалях. the end