main page

Динамика / Рубрика автора

31.12.2008

Автор выпуска: Екатерина Васенина

НО ЧТОБЫ СТОЯТЬ, Я ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ
Современный танец и фольклор встретились на перекрестке и поздоровались

специально для www.dance-net.ru

Фото номера

Уже дважды в рамках фестиваля «Четыре элемента» была показана программа современного танца. В 2007 году показы прошли в Центре имени Мейерхольда, в 2008 – на сцене театра Луны. В 2009 году генеральный директор международного фестиваля "Четыре элемента" (музыка, кино, театр, традиция, художественный руководитель Центра традиционной культуры "Согласие" Анжела Голубева собирается провести масштабный фестиваль современного танца. Многие заявленные коллективы выступят в Москве впервые. А коллектив-победитель, как обычно, получит гран-при – поездку на весенний фестиваль искусств во французский Авиньон. В 2009 году фестиваль пройдет в девятый раз.О причинах интереса к современному танцу специалистов по фольклору рассказывает директор фестиваля Анжела Голубева.

Уже несколько лет в рамках фестиваля "4 элемента" вы показываете спектакли театров и студий современного танца. Почему?

«Этническое начало в культуре» - тема вечная и неисчерпаемая.

Для учредителей и организаторов международного фестиваля «Четыре элемента» (музыка, кино, театр, традиция) она является ведущей. Однако, в отличие от огромного количества фольклорных фестивалей, этника для нас не музей и не прекрасная архаика, это наше настоящее и будущее.

Синтез искусств, атмосфера эксперимента, готовность к диалогу с современной публикой – вот те принципы, которым следует наш фестиваль. Именно поэтому, в рамках фестиваля, за восемь лет его существования, на различных театральных площадках Москвы и французского Авиньона были представлены и аутентичные исполнители русского фольклора, и ансамбли, задача которых ограничивается точным воспроизведением шедевров русского фольклора, и коллективы, экспериментирующие на материале фольклора.

С каждым годом рамки расширяются, включают новые интересные (актуальные) явления в контексте мировой культуры, расширяется и жанровая палитра фестиваля.

В международном конкурсе «Этника» (фестиваль «Четыре элемента in») и в программе фестиваля «Четыре элемента off» 2009 года будут представлены как музыкально-драматические, так и спектакли театров пластической драмы и современной хореографии. Впервые будут показаны спектакли для детей.

А в программе фестиваля документального кино «Связь времен» – ретроспективный показ фильмов уникального режиссера Вячеслава Орехова.

Создатели хореографических спектаклей часто используют этническую музыку. На Ваш взгляд, компетентны ли балетмейстеры в работе с этно- музыкальным материалом? Какие удачные и неудачные, на ваш взгляд, примеры вы можете припомнить?

В ноябре-декабре 2008 года я побывала на фестивалях в Витебске, Екатеринбурге и Петербурге. На то было несколько причин. В следующем году спектакли-номинанты театральной премии «Этника-2009» в рамках международного фестиваля «Четыре элемента» -- только спектакли театров пластической драмы и современного танца. Спектакли других жанров будут представлены в программе фестиваля off. Поэтому мне было интересно познакомиться как с работами коллективов, балетмейстеров и режиссеров, так и с форматами фестивалей танца.

В Витебске меня порадовала и хорошая организация фестиваля, и большой интерес к нему публики (огромный зал был заполнен все дни на 80-100 процентов).

Из 20 коллективов почти половина из Белоруссии (четыре работы из Витебска). Что меня, однако, удивило – впервые все белорусские коллективы попали в финал. На мой взгляд, они показали либо очень спорные, либо откровенно слабые программы (исключение – Театр современной хореографии "D.O.Z.SK.I" п/р Дмитрия Залеского, Ольги Скворцовой из Минска). А вот этническая музыка в композициях этих групп действительно была!

"Вторую премию в номинации «Хореографическая миниатюра» выиграла витебский хореограф Диана Юрченко с работой «Век на ладони». В этом году Диана участвовала в конкурсе сразу с тремя миниатюрами. Жюри ее работа, исследующая русскую духовность, понравилась..." (Виктория Попова, «Советская Белоруссия»)

Миниатюра «Век на ладони» – это, с одной стороны, смелый эксперимент с традиционным русским духовным стихом, а с другой, в силу полного непонимания балетмейстером и музыкальным руководителем вокального ансамбля смысла русской крестьянской традиции, - откровенная бесовщина.

Академическая манера исполнения вокальным ансамблем крестьянского духовного стиха (пели вживую, очень стройно, по манере исполнения и подаче было похоже на гимн СССР, стоя величественно и строго в языческом облачении, при этом простоволосые и в рубахах без поясов). Русские крестьяне вдруг запели оперными голосами! А пластическая группа на авансцене, на столе, переплеталась под духовное песнопение тремя грешными телами, странно манипулируя при этом горящей свечой. Возможно, именно поэтому вокалисты распоясались и обнажили головы при исполнении русского традиционного духовного стиха?...

В жюри витебского фестиваля не было, к сожалению, ни одного специалиста по фольклору (больше половины конкурсантов танцевали под этническую и традиционную музыку). В таких случаях специалисты по фольклору всегда рады поделиться знаниями, и балетмейстеры благодарны. Нам важно помочь понять то, что они используют интуитивно, чаще всего просто как красивую музыку, не понимая ни смысла ритуала, заложенного в ней, ни глубины музыкального фольклора, ни даже о чем музыкальный материал.

Два года назад номинантом конкурса «Этника» стала работа Дениса Бородицкого «Next to you». Первые десять минут я пыталась понять о чем спектакль. И вдруг мое ухо уловило сначала только звук, далекий, тихий, но очень знакомый. А потом вдруг мощно в зал ворвался редкий ирландский распев пасхального тропаря «Кирия»! «Никто в зале кроме вас»,- как заметил потом Денис, - «не понял что это…» Да, но воцарилась редкая тишина. Зал замер, выдохнули в конце духовного стиха. Но и Денис не знал о том, что это пасхальный духовный стих, он услышал его где-то на презентации фильма в Америке. Там его использовали, как он сказал, как реквием! Денис интуитивно построил свой рассказ в спектакле, опираясь на эту музыку как на светлое пасхальное песнопение, а не как на реквием. Интуиция помогла найти и образ. Сразу стало интересно и понятно о чем идет речь.

Для участия в нашем конкурсе «Этника» совсем не обязательно строить весь спектакль на фольклоре или этнической музыки. Нам интересно разная работа с этникой – от точечных 3-х минутных вкраплений до масштабных 2-х часовых спектаклей. Нет ограничений ни по форме, ни по времени.

Потрясение другого рода я испытала в Витебске, посмотрев работу «Балета Евгения Панфилова» из Перми. Растяжки по городу призывали зрителей посетить мировую премьеру любимого пермского коллектива. В Екатеринбурге, несколько дней спустя, они показали ту же работу уже как российскую премьеру.

Зрители, в том числе и я, запутались и в названиях спектакля. Фотографии в буклетах двух фестивалей были из спектакля «Отлучение», поставленного этим балетмейстером более года назад в Москве в Театре-студии современной хореографии Ирины Афониной. Я была на той премьере. В Витебске, а затем и в Екатеринбурге, я увидела ту же работу в исполнении панфиловского балета, но с добавлением в музыкальное оформление спектакля африканских барабанов. Для меня осталось непонятным, почему в буклетах двух фестивалей использованы фотографии московских танцоров, сделанные более года назад?

В Москве эта работа называлась «Отлучение» (хореография - совместная работа балетмейстера и московской труппы), в Витебске ее назвали «Кастинг офф», а вот в Екатеринбурге, через неделю, эта же работа называлась уже «Отторжение». Откровенно слабая работа танцоров «Балета Панфилова» объясняется, по-моему, тем, что они воспитаны и работают совсем в другой манере – академической. Я поняла это, посмотрев их старые работы. Предложенная им хореография этого спектакля была именно совместной работой балетмейстера и московских танцоров, а потому и смотрелись пермские танцовщики так бледно. Было жаль этот заслуженный коллектив и стыдно за ловкого балетмейстера.

В октябре 2009 года, несмотря на кризис, вы планируете провести большой фестиваль с участием как танцевальных коллективов из бывших союзных республик, так и никогда не бывавших в Москве групп (театр танца Ольги Зиминой из Сарапула, студенты екатеринбургского факультета современного танца). Для номинации спектаклей вы отсмотрели программы нескольких фестивалей, гору видеоматериалов. Что же было определяющим - "вот этих я беру"? Расскажите о коллективах, которые собираетесь везти в Москву. Кто и чем вас особенно поразил?

Попробую представить некоторые спектакли-номинанты театральной премии «Этника-2009». Одноактный балет «Зрелость» (Театр современной хореографии "D.O.Z.SK.I" п/р Дмитрия Залеского, Ольги Скворцовой, Минск), спектакль «Азимут» (Театр движения «Лик» Лилии Севастьяновой, Ташкент), спектакль "О, Дети Адама" (Театр танца "Дорога из города" п/р Лилии и Айрата Багаутдиновых, Казань), «Зов белых журавлей» (Театр танца «Скрим» Эльвиры Первовой).

Музыкальная основа спектакля "Зрелость" - грузино-армянский фольклор. Что касается грузинской традиционной музыки, нет вопросов. Россияне хорошо знают и любят традиционную музыку грузин, их уникальное полифоническое пение и яркие танцы. А вот армянский фольклор малоизвестен. В основном мы слышим дудук.

По звуку этого уникального народного инструмента мы узнаем сегодня армянскую музыку. Дмитрий Залесский использовал в спектакле редкий песенный обрядовый армянский фольклор. Что поражает в этой работе, он, как хороший режиссер и балетмейстер, погрузившись в особенности чужой ритуальной культуры, провел параллели между двумя древнейшими христианскими традициями не только в музыке, но и в танце, используя как нельзя точно и обрядовые движения, и символику. Как по проникновению в материал, так и по технике исполнения танца - это редкая работа.

Спектакль «Азимут» - большое эпическое полотно (1ч.15мин.), неторопливый рассказ автора о традициях и культуре узбекского народа. В этом спектакле есть фольклор, этническая музыка, ритуалы, обряды, неожиданные, очень тонкие и яркие переходы мелодии в речитатив, интересный пластический рисунок, яркие актерские работы, колоритные костюмы и народные инструменты. Это, наконец, восточный праздник русских танцовщиков.

В спектакле "О, Дети Адама" режиссер проводит нас по вечному пути – от архаичных образов к современной культуре на основе фольклора, пытаясь обозначить, утвердить связь каждого из нас с корнями, родными звуками, землей.

Самарский театр танца настолько точно, глубоко и интересно работает с известными фольклорными песнями и исполнителями, что я даже забыла о том, что это танцоры, а не фольклористы. Это совсем молодые ребята, им очень нравится эта музыка, а движения под нее доставляют истинное удовольствие, публика это чувствует. Кроме того, они поднимают извечную проблему всех российских поколений – у каждого поколения была своя война, а, значит, общая трагедия.

Все три работы объединяет не только архаичная музыкальная основа, ритуал, яркие образы, но и вразумительная режиссерская работа, хорошая техника исполнения танцоров, профессиональный художественный свет.

Театр танца Ольги Зиминой из Сарапула – редкий бриллиант. Миниатюра «Комната тонких нитей» - тонкая философская работа о непростых взаимоотношениях матери и дочери. Ольга Зимина хорошо знакома с традиционной культурой, а потому она так неожиданно и точно нашла для своего рассказа музыкальный материал – в спектакле звучит японская музыка, исполненная на народном инструменте.

Саша Гурвич, преподаватель екатеринбургского факультета современного танца, руководитель факультетского коллектива. Думаю, это будущее современного танца, ни больше не меньше. Светлый, ищущий, с очень хорошей энергией человек. Рада была познакомиться и с ним, и с его творчеством. Спектакль «Вальгалла» - яркая, самобытная, необычная для танцовщика работа. В основе ее лежит германо-скандинавская мифология. У зрителя будет возможность познакомиться с яркой легендой.

Предлагаю остановиться. Еще 6 номинантов я хотела бы представить в следующем году. Ведь официально отборочный тур заканчивается в конце января.

Чем вам интересен российский современный танец сегодня? Какие тенденции вы считаете обнадеживающими, а какие выморочными?

Прежде всего, тем, что большинство коллективов современного танца очень стильно, часто неожиданно работают с этническим материалом. А значит, наши зрители будут иметь возможность видеть оригинальные и высокопрофессиональные спектакли.

В ком вы обнаружили истинный, не сиюминутный интерес к песенному и танцевальному фольклору, сопряженный с оригинальным и актуальным хореографическим языком?

Настоящим откровением стал для меня новый спектакль Сергея Смирнова «Глиняный ветер». С удовольствием посмотрела его в Витебске и Екатеринбурге. Это интересный эксперимент с языческим музыкальным фольклором. Нам крайне редко представляют подобные музыкальные образцы традиционной культуры в театральных залах, потому неподготовленным зрителям, возможно, эти песни непросто будет слушать. Я благодарна балетмейстеру за талантливую работу со столь редким материалом.

Очень самобытно и тонко работают с музыкальным этническим материалом хореографы Театра-студии современной хореографии п/р Ирины Афониной. Они ставят миниатюры в детской студии, прививая как юным танцорам, так и зрителям вкус к высоким образцам этнической музыки. А миниатюра «Апноэ сна» (постановка Романа Андрейкина), созданная исключительно на ритуально-мифологической основе, и потому малопонятная критикам и специалистам по современному танцу, не знакомым с традиционной культурой и ее символикой, получил высочайшую оценку нашего жюри на последнем фестивале. «Это просто маленький шедевр» – резюме как наших специалистов по пластике, танцу и режиссуре, так и фольклористов.

Можно ли надеяться на регулярность танцевальной программы в рамках "4 элементов"?

Скажу больше. Надеюсь, что уже с 2010 года на постсоветском пространстве это будет самый представительный фестиваль по количеству участников в ежегодной номинации «Современный танец. Пластическая драма. Движение». the end