main page

Динамика / Рубрика автора

12.03.2009

Автор выпуска: Екатерина Васенина

"БОЛЕРО" ПОД "ДОЖДЕМ"
Молдаванин Раду Поклитару устроил триумф украинского современного танца – сначала в Киеве, теперь в Москве

специально для www.dance-net.ru

Фото номера

Номинация «современный танец», многие годы пребывающая по собственной вине в конкурсе «Золотой маски» в роли падчерицы у большого балета, в этом году может праздновать триумф: со спектакля современного танца началась внеконкурсная программа «Маска плюс», и публика в зале была самая высокая и светская: Михаил Швыдкой, послы и дипломаты, заслуженные балетоманы, вроде Романа Виктюка. Аншлаг на спектакле украинского «Киев-модерн-балета» объяснялся тем, что этот уникальный частный коллектив был создан в 2006 году фондом искусств Владимира Филиппова, украинского мецената специально под балетмейстера Раду Поклитару, за которым закрепилась слава нового Дягилева.

Поклитару много поработал в девяностых и «нулевых»: в молдавской опере шел его равелевский «Вальс», в украинском оперном танцевали «Весну священную» в постановке Поклитару, в Минске - «Поцелуй феи», в Камерном балете «Москва» - миниатюры. В Большом театре с успехом шла одноактовка Поклитару «Палата №6» и совместный с Декланом Донелланом спектакль «Ромео и Джульетта», в котором балерина Мария Александрова впервые проявилась как великолепная современная танцовщица и драматическая актриса. Вызвав много споров о своей эстетике – и противников, и поклонников хватало - Раду Поклитару исчез из Москвы на четыре года, но успел запомниться настолько, что теперь с киевским коллективом собрал полный зал Молодежного театра.

22 человека в труппе, и все горят танцем, желанием исследовать движение. Такую задачу балетмейстер решает эффектными массовыми сценами. В обеих показанных работах, «Болеро» на музыку Равеля и «Дождь» на музыку народов мира и «Хорошо темперированного клавира» Баха Поклитару дает работу каждому – и в массовой сцене, и хотя бы в маленьком соло. «Болеро» для Поклитару – семейная балетная легенда, разрешенное диссидентство родителей. Ход, придуманный им, тоже из детства. Главный герой в исполнении точного и легкого Руслана Баранова, преподающего труппе контактную импровизацию, - юный нагой барабанщик, на несколько секунд вдруг появляющийся на авансцене перед хороводом нечесаной разбитной человеческой массы, обряженной в бесформенные балахоны, рукава которых намертво связаны.

Хороводная масса, «скованная одной цепью», зачарованно качается, когда барабанщик отполировано и четко скользит перед ними, дразня умным аллертным телом, отзывающимся на каждый такт, воспитанным на йоге, вегетарианстве и медитациях. Мясу, спрятанному в балахонах, тоже хочется стать красотой, и по очереди танцовщики вырываются из массовки, вышагивают из балахонов и муштруют свои тела, стремясь к телесному совершенству и собственному танцевальному почерку. В своей попытке стать личностью, вырвавшись из массы, найдя в себе смелость выйти из тени и встать под яркий свет ламп, каждый из них становится греческим богом, восхитительным в своей упорной вере в красоту тела, отражающем красоту души. «Болеро» стал для сегодняшней труппы «Киев-модерн-балета» эстетической декларацией, а для Раду Поклитару – удачной огранкой сверхъестественного темперамента молодых украинских танцоров, чья экспрессия полыхает огнем, но удержана рамками музыкальной композиции «Болеро» и жестким танцевальным рисунком балетмейстера. В «Болеро» экспрессивный и внешне ледяной язык Поклитару использован удачно, уместно, по делу.

«Дождь» - сборник танцевальных миниатюр, вольно собранных. Новеллы на этническую и национальную музыку, сцементированные прелюдиями и фугами из «Хорошо темперированного клавира» Баха дают возможность молодым танцовщикам личностно раскрыться в соло, дуэтах и трио, но пока танцовщики не созрели до танцевального «я» и ощущают себя частью коллектива. Они – часть узора на диковинном дорогом ковре, составленном умелой мастерицей. Заметен и ярок снова Руслан Баранов – в номерах с его участием чувствуется интрига и история.

Поклитару не идет по пути Игоря Моисеева. Используя музыку народов мира, не анализирует хореографию народов мира, не создает авторскую интерпретацию народных танцев. Эффектность поз, страстность «стоп-кадров» и акробатические трюки - все плюсы «Болеро» в «Дожде» обернулись минусами. Богатая смыслами и традициями народная музыка не «играла» с хореографией, не перекликалась с ней, жила параллельно. Прикладная задача обеспечения театра миниатюрами не подкрепилась балетмейстерской идеей, раскрывающей только одному хореографу известные личностные искры каждого танцовщика. Получился калейдоскоп растяжек, поддержек, проходок.

Эффектная сцена в финале спасла положение – зонты-трости поднялись вверх и медленно раскрылись в руках прекрасными белыми цветами, собирающими в раскрывшиеся «чаши» струи дождя, хлынувшего с небес. Это где-то было, но для «Киев-модерн-балета» такой «Дождь» случился впервые, и они сумели пережить его именно так, как будто не сталкивались с подобной стихией еще никогда.the end

На этот спектакль есть еще одна рецензия:

ТАНЕЦ ПОД АККОМПАНЕМЕНТ ПАРОВОЗНОГО ГУДКА

Программа «Маска Плюс», являющаяся частью фестиваля «Золотая маска», открылась во вторник балетом хореографа Раду Поклитару

Газета "Газета"