main page

Динамика / Рубрика автора

13.10.2009

Автор выпуска: Екатерина Васенина

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МИРА
Танцевальный конкурс «Этника» на фестивале «Четыре элемента». День второй

специально для www.dance-net.ru

Фото номера

По мнению ученых, танец – один из инструментов для преобразования мира. С помощью танца боги и люди создают, изменяют и разрушают мир. «С помощью танца человек может изменить свое тело и свой разум», - пишет Светлана Рыжакова в своем труде, посвященном танцу. – «С помощью танца человек овладевает своими эмоциями, учится входить в то или иное состояние, а также узнает, каким образом можно «кормить» зрителя – передавать определенное состояние другим людям, создавать в их воображении целые миры. Таким образом, танец предстанет перед нами как искусство богов и волшебников, элементам которого могут научиться и люди».

Участники «Этники», конкурса современной хореографии и пластической драмы на музыкально-этнической основе фестиваля «4 элемента» - ученики чародеев. Большинство из них использовали этнический музыкальный материал по какому-то наитию, даже не осознав себя до конца проводниками, но став ими де-факто. Проводниками божественного предназначения танца, соединенного с аутентичным музыкальным или танцевальным материалом.

Второй день фестиваля 7 октября представил работы, гармонично синтезирующие современную хореографию и этническую музыку. Как гласит эпиграф танцпортала moderndance.ru, «философия современной хореографии ассоциативна и иносказательна, адресована умному и развитому зрителю» и по сути своей противостоит массовой культуре». Эти слова в полной мере относятся, например, к казанскому коллективу «Дорога из города» Лилии и Айрата Багаутдиновых, чей спектакль «О, Дети Адама!» на кантату современного татарского композитора, сочиненную на основе татарской духовной музыки, открывал второй конкурсный день. Главный организатор конкурса «Этника» Анжела Голубева очень точно комментирует отобранные спектакли, каждый из которых в итоге был отмечен дипломом жюри за что-то неповторимое. Большинство работ были отмечены за профессионализм и исполнительское мастерство.

«Этническое начало в культуре» - тема вечная и неисчерпаемая. Для учредителей и организаторов международного фестиваля «Четыре элемента» (музыка, кино, театр, традиция) она является ведущей. Однако, в отличие от огромного количества фольклорных фестивалей, этника для нас не музей и не прекрасная архаика, это наше настоящее и будущее.

Синтез искусств, атмосфера эксперимента, готовность к диалогу с современной публикой – вот те принципы, которым следует наш фестиваль. Именно поэтому, в рамках фестиваля, за восемь лет его существования, на различных театральных площадках Москвы и французского Авиньона были представлены и аутентичные исполнители русского фольклора, и ансамбли, задача которых ограничивается точным воспроизведением шедевров русского фольклора, и коллективы, экспериментирующие на материале фольклора.

В международном конкурсе «Этника» (фестиваль «Четыре элемента in») и в программе фестиваля «Четыре элемента off» 2009 года представлены как музыкально-драматические, так и спектакли театров пластической драмы и современной хореографии.

Для участия в нашем конкурсе «Этника» совсем не обязательно строить весь спектакль на фольклоре или этнической музыке. Нам интересно разная работа с этникой – от точечных 3-х минутных вкраплений до масштабных 2-х часовых спектаклей. Нет ограничений ни по форме, ни по времени.

Музыкальная основа спектакля "Зрелость" Театра современной хореографии "D.O.Z.SK.I" п/р Дмитрия Залеского, Ольги Скворцовой из Минска - грузино-армянский фольклор. Россияне хорошо знают и любят традиционную музыку грузин, их уникальное полифоническое пение и яркие танцы. А вот армянский фольклор малоизвестен. Дмитрий Залесский использовал в спектакле редкий песенный обрядовый армянский фольклор. Что поражает в этой работе, он, как хороший режиссер и балетмейстер, погрузившись в особенности чужой ритуальной культуры, провел параллели между двумя древнейшими христианскими традициями не только в музыке, но и в танце, используя как нельзя точно и обрядовые движения, и символику. Как по проникновению в материал, так и по технике исполнения танца - это редкая работа.

Спектакль «Азимут» театра движения «Лик» Лилии Севастьяновой из Ташкента - большое эпическое полотно (1ч.15мин.), неторопливый рассказ автора, Лилии Севостьяновой, о традициях и культуре узбекского народа. В этом спектакле есть фольклор, этническая музыка, ритуалы, обряды, неожиданные, очень тонкие и яркие переходы мелодии в речитатив, интересный пластический рисунок, яркие актерские работы, колоритные костюмы и народные инструменты. Это, наконец, восточный праздник русских танцовщиков – из них состоит ташкентский коллектив.

В спектакле "О, Дети Адама" театра танца "Дорога из города" п/р Лилии и Айрата Багаутдиновых из Казани режиссер проводит нас по вечному пути – от архаичных образов к современной культуре на основе фольклора, пытаясь обозначить, утвердить связь каждого из нас с корнями, родными звуками, землей.

В «Зове белых журавлей» самарский театр танца «Скрим» Эльвиры Первовой настолько точно, глубоко и интересно работает с известными фольклорными песнями и исполнителями (в том числе звучит несколько песен в исполнении Сергея Старостина), что я даже забыла о том, что это танцоры, а не фольклористы. Это совсем молодые ребята, им очень нравится фольклорная музыка, и движения под нее доставляют им истинное удовольствие, публика это чувствует. Кроме того, они поднимают извечную проблему всех российских поколений – у каждого поколения была своя война, а, значит, общая трагедия.

Все три работы объединяет не только архаичная музыкальная основа, ритуал, яркие образы, но и вразумительная режиссерская работа, хорошая техника исполнения танцоров, профессиональный художественный свет.

Очень самобытно и тонко работают с музыкальным этническим материалом хореографы театра-студии современной хореографии п/р Ирины Афониной. Они ставят миниатюры в детской студии, прививая как юным танцорам, так и зрителям вкус к высоким образцам этнической музыки. А миниатюра «Апноэ сна» (постановка Романа Андрейкина), созданная исключительно на ритуально-мифологической основе, и потому малопонятная критикам и специалистам по современному танцу, не знакомым с традиционной культурой и ее символикой, получил высочайшую оценку нашего жюри на конкурсе «Этника»-2008. «Это просто маленький шедевр» – резюме как наших специалистов по пластике, танцу и режиссуре, так и фольклористов.

Большинство коллективов-участников конкурса «Этника» очень стильно, часто неожиданно работают с этническим материалом. А значит, наши зрители будут иметь возможность видеть оригинальные и высокопрофессиональные спектакли».

Довольно часто в сюжетах о происхождении танца встречается тема его исполнения в самый критический момент развития событий, что приводит к благоприятному их разрешению. Не первый год современная хореография во всем мире испытывает голод идей, нехватку вдохновения. Американский и европейский современный танец, кажется, уже устал с надеждой смотреть на Россию, когда же она, наконец, покажет аутентичную современную хореографию, благо технического мастерства у российских танцовщиков сегодня достаточно для воплощения самых смелых идей. Работа с этническим музыкальным и танцевальным материалом требует времени, внимания и осознанного подхода. Одного полета фантазии недовольно. Существование конкурса «Этника» - прямой стимул для балетмейстеров к созданию глубоких спектаклей на этноматериале, благо эпосов в России немерено. На мой взгляд, танец на «Этнике» был исполнен для благоприятного разрешения событий в сфере качества отечественного современного танца.the end