main page

Динамика / Рубрика автора

26.10.2009

Автор выпуска: Маша Ильина

С ЛЮБОВЬЮ И НАВСЕГДА
В Костроме состоялась «Диверсия» - один из немногих международных фестивалей современного танца в России и единственный, на который допускаются только дуэты

специально для www.dance-net.ru

Фото номера
на фото: фрагмент из спектакля "Любовь в супермаркете" (театр танца "Игуан")

Третий год подряд в Костроме проходит «Диверсия», один из немногих международных фестивалей современного танца в России и единственный, который представляет форму дуэта. В этом году спектакли - из Исландии, Швеции, Дании и России. Помимо фестиваля организаторы открыли в городе новое арт-пространство «Станция», где будут показывать кино, спектакли, проводить семинары по современному искусству.

«Диверсию» организовали на полном энтузиазме Иван Естегнеев и Евгений Кулагин. Один из Новороссийска, другой из Челябинска, ребята встретились шесть лет назад, остановились в Костроме и объединились в компанию «Диалог Данс». На этот раз фестиваль получился об отношениях, в которых взрослый мужчина ведет себя как ребенок, а женщина думает, что новое платье сделает ее более женственной, о том, что женщины бояться мужчин, а мужчины - одиночества, и том, что их роли давно уже поменялись.

Фестиваль открыли девушки из Швеции. Талантливая молодая хореограф Розалинд Голдберг поставила пьесу о прыжках. Так написано в программе – «о прыжках в разных стилях и плоскостях». А оказалось - об исследовании роли женщины в современном мире. Вот они, сильные и внешне уверенные в себе, бегают по сцене – но в очень непривычной позе: обнявшись, одна вперед, другая назад. Вот уставшие, снимают кеды в разных углах сцены, отдыхают после тяжелого дня, и вновь – прыгают. Cкучноватый по вариативности танцевальных движений шведский дуэт остался непонятым публикой. А жаль. Удивительноно, как в маленькой, хрупкой и совсем юной Розалинд зародилась такая сложная философская история исследования женского начала!

О женском «я» задумались и датчане. В этом году они сместили пространство танцевального дуэта и показали выступление музыканта и танцовщицы. Микко Янсен был в образе богатого мужа, который вечно занят и вечно за компьютером, Мари-Луиза Штейнтеберг – жены богатого мужа, у которой есть все и нет ничего. Да, она лежит на шезлонге, ест морковку, занимается аэробикой, мается от безделья, бесится, успокаивается, наряжается, раздевается, сажает цветы, готовит полуфабрикаты. Ей одиноко, тоскливо, жутко. Занудный, понятный с затянутым сюжетом и редкими танцами-телодвижениями, криками и агрессивной музыкой, пожалуй, этот спекаткль оказался самым провальным, даже несмотря на то, что героине удалось показать муки одинокой женщины.

Ожидаемым был дуэт арт-директора фестиваля Ивана Естегнеева и независимой танцовщицы Анны Абалихиной «Удар кинжалом», в котором использован одноименный этюд из биомеханики Вс. Мейерхольда. Спектакль открыл арт-площадку. Полутемный зал, два стула чуть смещены вправо: на них - Мужчина и Женщина. Одеты одинаково: белая майка, белые трусы. Спектакль из трижды повторяющихся идентичных историй-движений: они сидят на стулях, двигаются друг перед другом, рисуя фигуры и застывая в них на несколько секунд – это одна плоскость, другая плоскость открывается в левой части зала: герои показывают нежную борьбу, единение, объятия. Третья плоскость - в правой части: те же объятия, снова похожие фигуры. Спектакль заканчивается во второй плоскости – оба тела на полу, одно обнимает другое. Плавные движения двух однополых холодных cуществ, двух масок, за которыми не почувствовалось ни характоров, ни мужского, ни женского начал. Не уверена, что так и было задумано, но так вышло.

Исладский дуэт «Steinun and Brain» выступал аж два раза: во второй день со спектаклем «С любовью навсегда, Дебби и Сьюзен» и в третий на «Станции» со спектаклем «Безумно влюблена в Mr.Perfect» и стали изюминкой фестиваля. Исладцы отличались от всех - честны, разговорчивы, веселы, непосредственны - и безумствовали на сцене. Первая работа об искренней дружбе женщины и мужчины-гея, влюбленных и одиноких. Они, лучшие подружки, обсуждают все на свете, но понимают, что не могут заменить друг для друга любимого человека. Вторая – пародия на отношения хореографа и танцовщицы. Он – выпендрежный эгоист, который видит и слышит только себя, она – рефлексирующая, смелая и поэтому сильная, неуверенная в себе танцовщица. Репетируя танец, в перерывах разговаривают. И выясняется, что он одинок, потому что боится отстаться один, а она одинока, потому что боится мужчин. Тяжело, в судорогах, через язык тела, они признаются в страхах. И публике уже не до шуток. И случается чудо: их танец, который репетировали, складывается в прекрасно-гармоничные легкие движения.

Забавен был спектакль «Нейросчастье» Владимира Голубева в паре с Ариной Бессоновой. Он о взрослеющем мужчине, который в отношениях так и остается ребенком. И вместо того, чтобы строить отношения и делать близкого человека счастливым, лишь играет в детскость, издевается над женщиной, потому что не знает, чего хочет. Такой вот эгоист. Людям понравилось. Смеялись. Потому что и вправду забавно, когда взрослый мужик в красных семейных трусах и незаправленной рубашке, как увалень-юла вертится на сцене, побегает к любимой и тащит куда-то, а вместо того, чтобы обнять и поцеловать дает пощечину за то, что она дала пощечину ему, или ударяет по плечу и отбегает. И все происходит под «Случайность» прекрасной и несравненной Анны Герман. Право смешно, но смешно, когда это всего лишь на сцене и всего лишь пародия на таких вот великовозростных мужчин-мылышей.

Несмотря на талантливых исладцев, наиболее интересны и актуальны были «Игуан» из Петербурга и «Повстанцы» из Москвы. «Игуаны» Нина Гастева и Михаил Иванов привезли в Кострому спекталь «Любовь в супермаркете», который делали больше года. Это танец о том, что происходит с чувствами в наш век потребительского рынка. Когда женщине кажется, что купив новое платье, она станет совершеннее, привлекательнее. В этой гонке, люди забывают о заботе, любви, понимании - перестают слышать друг друга. И превращаются в роботов, которые бродят по супермаркетам в поисках чего-то нового. Был и танец, и видео-инсталляции. Танцовщики вместе с петербургскими художницами Глюклей (Наталья Першина-Якиманская) и Цаплей (Ольга Егорова) и социологами провели исследования. В первом - Нина и Михаил танцевали в торговом центре и «свободный танец в рамках торгового пространства просущетвовал около двух минут – затем нас выгнал охранник» - рассказала со сцены Нина. Во втором - Нина подходила на улице к петербуржцам, спешащим куда-то, и спрашивала: «Был ли у вас кризис в романтических отношениях?», «Что для вас любовь – работа, забота, развлечение?» Реагировали по-разному: шарахались, отвечали, что романтичских отношений и не помнят, один мужчина был краток: «Я вообще приезжий». После рассказанной истории через танец, Михаил пригласил желающих потанцевать, а Нина спустилась со сцены и задала залу те же вопросы. Все отвечали искренне. Лучшей обратной связи и не пожелаешь танцовщикам.

«Повстанцы» уже третий раз выступают на «Диверсии» и каждый год делают к фестивалю новую работу. Александра Конникова и Альберт Альберт создают тонкие, сложные, глубокие спектакли, в которых исследуют порой самые необычные вещи. В прошлом году показали спектакль «Ночи и дни» - историю двух людей, которые вместе и день, и ночь. В работе они искали ответы на вопросы: «Может в отношениях двух влюбленных течет свое время и смена суток значения не имеет?» Помимо этого они изучали и тему тишины, как музыки, которая имеет свой ритм и наполяет простраство чистым смыслом. В этом году в спекаткле «М23» Александра и Альберт рассказали об отношениях мужчины и женщины, которые существуют якобы вместе, но в параллельных пространствах – каждый в своем внутреннем мире. Она танцует. Он сидит на стуле и смотрит. Он танцует. Она сидит на стуле и смотрит. Она подходит к нему – а он боиться до нее дотронуться. Очень хочет, но почему-то не может. Так и не смог. Но она не уходит от него, а просто остается рядом – так заканчивается пьеса. Александра и Альберт чувствуют простую сложность и умеют рассказать о ней в танце.

Современный танец сам по себе непрост для понимания. И часто после спектаклей публика выходила в недоумении. В прошлом году организаторы организовали встречи с хореографами. В этот раз ребята увлеклись открытием арт-площадки, что, безусловно, важно для развития современного искусства на российском и мировом уровне, и отказались от обсуждений. И это большое упущение. Арт-плошадка – забота о будущем искусства, а фестиваль – здесь и сейчас, его понимание – залог успеха арт-площадки и того искусства, которое Иван и Евгений собираются привозить в Кострому. the end